В нашей статье мы рассмотрим 4 режима зарядки электромобилей, градация которых соблюдается во всем мире.

Зарядка электромобиля в недалеком будущем будет таким же простым и обыденным явлением, как, например, заправка автомобиля дизельным топливом или бензином.
Но сегодня эра электрокаров только наступает и можно утверждать, что такое масштабное использование электротяги в автомобилях, поездах и других транспортных средствах актуально, а значить перспективно. В нашей статье мы рассмотрим режимы зарядки электромобилей, их градацию, которую соблюдают во всем мире.

Режимы зарядки

Зарядить электромобиль можно в любом месте, где есть электросеть, и это несомненное преимущество электромобилей.
Современные электромобили приспособлены для зарядки двумя способами: переменным (AC) и постоянным (DC) током. Зарядка электромобиля постоянным током относится к «быстрой зарядке», это режим 4 и о нем мы тоже напишем, в самом конце. Зарядка электромобиля переменным током происходит через зарядное устройство, которое встроено в каждый электромобиль, и это «медленный заряд». Зависимость каждого из режимов зарядки и времени можно посмотреть в таблице.

Режим 1 (mode 1)

Режим зарядки электромобилей mode-1

Самый распространенный и наиболее простой способ зарядки электромобиля – это зарядка от обычной розетки в гараже, на даче или где угодно.
Все электрические розетки евростандарта рассчитаны на показатели 220/230 Вольт, 16 Ампер, что соответственно позволяет безопасно подключать потребителей мощностью до 3,5 кВт. Кабель для зарядки электромобилей, как и сам заряд этим способом, примерно и рассчитан на эти параметры. Режим заряда mode 1 предполагает зарядку от сети переменного тока напрямую без дополнительных защитных устройств, что делает такой режим не безопасным на 100% (от тепловой перегрузки и короткого замыкания), соответственно менее популярным в современных электрокарах. Время полной зарядки таким способом составляет 10-12 часов из расчета емкости батареи 30-35 кВт*ч.

Режим 2 (mode 2)

Режим зарядки электромобилей mode-2 от розетки

Режим заряда электротяговой батареи электромобиля «Mode 2» по сути, такой же как и в первом случае, но с использованием зарядного кабеля со специальным блоком защиты, который располагается на самом кабеле.
Обратите внимание на то, что такие кабели с блоком защиты рассчитаны на напряжение сети 220/230V~ для Европы и 110/120V~ для США, и если вы купили электромобиль в США с американским кабелем для зарядки, то не забудьте поменять его на европейский, подходящий для наших сетей.

Режим 3 (mode 3)

Режим зарядки электромобилей mode-3 Переменный ток

Режим «Mode 3» – зарядка переменным током повышенной мощности. Это самый распространенный режим зарядки, который применяется на паркингах, заправочных станциях и других общественных местах.
Такой тип зарядки возможен благодаря специальной зарядной станции, способной выдавать ток переменного напряжения большой мощности, чего невозможно добиться в обычных домашних условиях, где розетки ограничены своей способностью в 16 Ампер (3,5кВт).
Такие специальные зарядные станции способны давать выходной ток от 7,2 до 43 кВт в зависимости от подключения (однофазного или трехфазного). Время полноценного заряда батареи в таком режиме составляет от получаса до 4 часов. Как правило, подзарядить свой электромобиль от такого зарядного устройства можно бесплатно (в Украине, на момент написания статьи), обратившись в администрацию заведения, на чьей территории зарядка установлена. В большинстве случаев такие станции снабжены специальным считывателем карт, например, зарядные устройства с RFID идентификацией, где доступ обеспечивается благодаря наличию RFID-карты, которую необходимо приложить к специальному сканеру на самой станции. RFID-карту обычно выдает администрация заведения.

Режим 4 (mode 4) – заряд постоянным током (Быстрая зарядка)

Режим зарядки электромобиля mode-4 – быстрая зарядка постоянным током

Режим «mode 4» – самый быстрый вариант заряда электромобиля.
Напомним, что каждый электромобиль снабжен своей (уже встроенной) зарядной станцией, к которой подается питание переменного тока, а уже от нее идет заряд на батарею постоянным током. Но режим «mode 4» имеет свою особенность – в нем используется постоянный ток. Такой вариант заряда с принципиальным отличием от предыдущих режимов, где используется переменный ток, заряжает электромобиль постоянным током большой мощности. Здесь и разъемы особенные, самый популярный стандарт CHAdeMO. Зарядить своего электрического коня такой зарядкой можно очень быстро, примерно за 30 минут, но зарядных станций такого типа пока еще очень мало. Одна из причин – их пока что высокая цена.
Еще одна особенность быстрого заряда электромобиля заключается в том, что заряд батареи в таком режиме до уровня 80% достигается быстро, а остальные 20% заряда растягиваются на больший срок. Это связано с технологическими процессами заряда/разряда и направлено на увеличение срока службы тяговой батареи.