В торговле особенно важно представить товар и его плюсы так, чтобы у посетителей магазина возникло желание купить его здесь и сейчас. Известный американский маркетолог Ч.Л. Тиффани говорил, что на успех продаж влияет то, в каком свете представлена продукция. Качественно организованное освещение магазинов работает, как отличный менеджер продаж, благодаря которому раскупается на 20-30% больше товаров. Такие данные приводят американские и европейские торговые сети, ставшие гигантами продаж. Измените подход к освещению в магазине, ТРЦ, островке для продаж, и ваши доходы заметно вырастут, а вложения окупятся за несколько месяцев.

По всему миру маркетологи задействуют разные концепции к организации света на торговых площадках, чтобы решать разные задачи: стимулировать покупать, создавать «ореол» вокруг продукции какого-то бренда, проводить по пути от визита в магазин до покупки, поддерживать фирменный стиль магазина и т.д. Важнее всего создать комфортный свет, который обеспечит хорошее самочувствие и поднимет настроение покупателям, а также усилит привлекательность товара за счет грамотно подобранной цветопередачи.

Правильный свет нужен и для повышения продуктивности продавцов, улучшения их самочувствия и эмоционального состояния. Это также существенно сказывается на уровне продаж.

Разновидности освещения для магазина

Подбирать светотехнику для торгового объекта нужно, отталкиваясь от профиля магазина, специфики его оформления и возложенных задач. Осветительные системы делятся на три большие группы:

  1. Общий свет. Он служит фоном, закладывает основу для общей атмосферы и равномерно освещает весь зал. Такое освещение используется в супермаркетах, ТЦ, магазинах с разной площадью. Для реализации общего света используются такие методы:
  • симметрично размещают светильники, чтобы свет падал равномерно — это дает возможность свободно расставлять стеллажи, холодильники и другое оборудование, комбинировать их и менять;
  • витрины, прилавки, полки или места позиционирования отдельных товаров подсвечивают ярче, чем остальные объекты и территорию магазина;
  • приоритет отдают растровым светильникам и магистральному свету.
  1. Круговой свет или идущий по периметру. Им подсвечивают стены и прилавки возле них, чтобы упростить ориентацию в помещении для покупателей. Для создания такого светового профиля используют выдвижные и подвесные осветительные устройства.
  2. Акцентирующий свет. Его задача — выделить товар или группу продукции, привлечь внимание к ним и осветить выгодные качества. Чаще для акцентов используют светодиодное освещение для магазина, оснащенное отражателями. Если нужно регулярно менять расположение акцентов, подойдет светотехника, в которой можно менять направленность светового потока — споты и трековые системы. Акценты применяют и для помощи покупателям в поиске важных составляющих объекта торговли — кассы, примерочных, витрин с тестерами и т.д.

Дизайнеры и светотехники комбинируют все или несколько типов освещения. В комплексе они создают правильный фон, «подводят» покупателей к приоритетным товарам, стимулируют совершить покупку и остаться с хорошим впечатлением после посещения магазина.

Нормы освещения в магазине

Международным стандартом ISO 8995 для помещений магазинов в зависимости от их площади и назначения предусмотрены нормы по уровню освещенности в люксах и индексу цветопередачи:

  • Небольшие магазины, примерочные — 300 люксов и 90 Ra.
  • Просторные торговые залы, магазины с самообслуживанием, супермаркеты, торговые центры — 500 люксов и 80 Ra.
  • Холл — 500 люксов и 80 Ra.
  • Касса — 500 люксов и 80 Ra.

Индекс цветопередачи показывает, насколько близко будет естественный цвет предметов к оттенку под искусственным освещением. Чем больше индекс, тем натуральнее цвет. Наибольшее значение индекса — 100 Ra. Для магазинов косметики, одежды, обуви и ювелирных изделий цветопередача максимально важна, поскольку покупатели ищут определенный оттенок и нужно, чтобы товар на витрине и в примерочной имел тот же цвет, что и при дневном освещении.

В зависимости от тематики магазина меняются требования маркетологов к температуре света и его цветопередаче:

  • Продукты. Теплый свет с более 90 Ra для фруктов, овощей и мяса, холодный с более 80 Ra — бакалее, хлебу, алкогольной продукции, молочным рядам.
  • Верхняя одежда. Холодный свет, больше 90 Ra.
  • Обувь. Теплый, 80-90 Ra.
  • Ювелирные изделия. Для золота — теплые оттенки, для серебра — холодные. Индекс — свыше 90 Ra.
  • Посуда. Холодная световая картина, индекс от 80 Ra.
  • Спортивные товары. Холодное свечение, цветопередача от 85 Ra.

Перечень намного больше. В интернете можно найти подробные таблицы на разные категории и группы товаров.

Особенности освещения в магазинах разного профиля

Существуют общие рекомендации для магазинов, составленные на эмпирических исследованиях, поведенческой психологии, маркетинговых приемах, строительных и санитарных нормах. Разберемся детальнее, исходя из того, что продает магазин:

  • Одежда. Должна быть высокая цветопередача, освещенность от 900-1500 люксов. Комбинируется общий и акцентирующий свет. Используются прожекторы и светильники с широким углом рассеивания. Для подсветки витрин и манекенов применяют узконаправленные акцентные светильники. Островные зоны подсвечивают светотехникой со средним углом рассеивания. В примерочных тени сводят к минимуму, чтобы покупателю нравилось его отражение. Помогают в этом устройства с большим рассеиванием.
  • Обувь. Общий подход аналогичен, как в предыдущем случае. Отличие в том, что на обуви больше мелких деталей, которые к тому же дают больше теней. В связи с этим угол рассеивания должен быть широким. В качестве альтернативы можно использовать больше прожекторов. Также нужно следить за тем, чтобы светотехника не провоцировала выгорание натуральных материалов, например, кожи и замши, используемых для изготовления обуви. Если в магазине много полок, нужно проектировать осветительную систему так, чтобы они не давали лишнюю тень.
  • Сумки и аксессуары. Как правило, такие торговые площадки изобилуют деталями, полками, стеллажами. Для них нужна высокая цветопередача, минимум 90 Ra. Так же, как и с обувью, не стоит допускать выгорания материалов.
  • Косметика и парфюмерия. С помощью освещения в таком магазине создают атмосферу, в которой покупателю захочется быть как можно дольше. Чтобы различать оттенки косметики, нужен свет с индексом цветопередачи близким к 100 Ra. Так покупательницам будет проще сделать правильный выбор и уйти с покупкой довольными. При этом источники света не должны создавать блики от зеркал и стеклянных витрин.
  • Книги. Освещение должно быть ярким, но при этом не слепить. Предпочтительнее нейтральный белый цвет с высокой цветопередачей.
  • Ювелирные украшения. Для них освещение должно быть максимально продуманным, чтобы показать украшения в лучшем виде. Общий свет дополняют акцентирующим, а температуру подбирают исходя из характеристик металла и камней в украшениях на витрине. Акцентный свет должен поддерживать красивые переливы, но не давать блики от стеклянных витрин и зеркал. В каждом ювелирном салоне световая картина будет индивидуальной.
  • Электроника и бытовая техника. Общего освещения с индексом от 90 Ra в большинстве случаев достаточно. Металлическую технику лучше подсветить холодным светом, а устройства из пластика — нейтральным. Важно, чтобы не было бликования витрин, экранов, зеркальных и глянцевых поверхностей.
  • Продукты. Сетевые магазины, супермаркеты и гипермаркеты нуждаются во всех типах освещения. При этом температура подбирается под тип продуктов. Освещение продовольственных торговых объектов очень разнообразно — обширный вопрос нуждается в отдельном рассмотрении.
  • Аптеки. Цветовая температура должна быть близкой к дневному освещению, чтобы покупателям было легко рассмотреть цену и почитать инструкцию, если понадобится. Свет не должен быть слишком холодным, чтобы не вызывать ассоциацию с поликлиникой. Цветопередача должна быть больше 80 Ra.

В нашем каталоге вы найдете светильники всех типов для организации освещения магазина, которое решит все возложенные на него задачи. При необходимости проконсультируем и поможем подобрать светотехнику.